Влщдея (mdkoltz) wrote,
Влщдея
mdkoltz

Category:

Соната Лунного Света

Я решил слегка подправить звучание в моей трактовки Лунной Сонаты Бетховена:



Я давно начал работать над этой оркестровкой. Помню, ещё в далёком 97 году меня один друг попросил переделать это произведение для гитары. Но гитара сама по себе звучала не так. Повозившись с ней тогда и получив порцию критики в свой адрес, я отложил работу над этой обработкой до лучших времён.


Прошло несколько лет. За это время я успел поучиться на композиторско-дирежёрских курсах, попробовал работать с живыми оркестрами и даже приглашал солистов из Европы для выступлений у себя. Но все мои идеи так или иначе закончились бурным провалом - музыканты сами по себе оказались такими снобами - хуже жён, которые готовятся к выходу в вечернем туалете. То им не подходит. Это им не нравится. А вот тут надо вот так исполнять. А что это за странные фантазии - это же отступление от классических канонов! И так далее и так далее... Кончилось всё тем, что я махнул рукой на все эти разборки в тусовке музыкантов и на некоторое время полностью отвлёкся на другие задачи в жизни.

Примерно в это же самое время я нашёл первую программку для редактирования и, что самое интересное, воспроизведения нот на компьютере. Это стало тем самым переломным моментом, когда я впервые увидел тот самый "мостик" между нотами и электроникой. Да, это был симбиоз МИДИ-редактора и проигрывателя тех же МИДИ-файлов. Но для меня это стало тем самым началом начал перехода от теории с карандашом и бумагой к непосредственному исполнению произведения минуя живых музыкантов.

Тут надо пояснить одну важную вещь. К своему стыду, я не умею играть ни на одном музыкальном инструменте (за исключением, конечно же, того что тут называют "Playing Skin Flute", но увы, это к музыке отношения не имеет) - когда-то в детстве мои родители решили за меня, что спорт важнее, и занятия музыкой - это для бабушкиных внучков. И в результате я стал изучать только нотную грамоту в теории и в таком позднем возрасте, что о каких-либо музыкальных инструментах можно было забыть и забить.

Вот именно поэтому компьютер стал для меня тем спасением и возможностью выложить свои эмоции в виде мелодии. А точнее, оркестровки чужих произведений. Тут мне несколько повезло. Не быв привязан умением играть ни на одном инструменте я одинаково НЕ знал ни одного инструмента и особенностей исполнениня. И поэтому я с одинаковым энтузиазмом и лёгкостью перекладывал мелодии от одного инструмента к другому. А это уже давало мне возможность субъективно рассматривать звучание на уровне лучше-хуже звучит. И я опять увлёкся музыкой.

Самое первое, что я понял в компьютерном исполнении, это то что компьютер исполняет именно и только то что ему даёшь - не устаёт и не ошибается в отличии от живых музыкантов. Я мог сутками на пролёт гонять одну и туже мелодию, и при этом не боялся, что компьютер скажет платить ему сверхурочные или того хуже - откажется работать сославшись на усталость. Это меня радовало.

Но тут я столкнулся со следующей проблемой. Компьютер всегда звучал как компьютер. Мои друзья называли мои работы Elevator Music. Они имели в виду систему проигрывателей MUZAK, которая была популярна в эпоху до-цифровой записи звука и предназначалась для заполнения тишины в общественных местах, офисных зданиях, магазинах и прочих мест. Но чаще всего это устройство устанавливали в лифтах. Если кому интересно, то просто наберите в поисковике слово Muzak и там много чего найдёте. В частности то, что это самый дешёвый способ избежать отчислений за авторские права при публичном исполнении произведений. И представлял такой проигрыватель элементарный проигрыватель МИДИ-файлов. Но при всём при этом, эта музыка только отдалённо напоминала живой оркестр. И для меня это стало проблемой. Я же с самого начала хотел исполнять произведения написанные для жиывых оркестров и ансамблей, а не экспериментировать с различными шумами и звуками.

И так, встроенный МИДИ-синтезатор в звуковой карте компьютера мне не подходил. Точнее, он выполнял свою функцию синтезатора, но как-то топорно, не изящно. Для быстрого ознакомления с произведением и для того чтобы музыканту понять как оно вообще может звучать, что называется "с листа", это стало большой помощью. Но увы, заменить музыканта такой синтезатор не сможет. В лучшем случае, он может быть дополнением или неким аккомпаниментом к живому исполнению. Но сам по себе, да ещё и солировать - никогда. Ну, разве что, для какого-то абстрактного, маргинального направления вроде альтернативы для алеутарической музыки. То что в таком синтезаторе названо скрипками звучит как угодно, но только не скрипкой. Иногда только весь струнный оркестр отдельными нотами может отдалённо напоминать скрипучий оркестр. Но и это не всегда. Вобщем, некоторое время я старался обходиться совсем без струнных-смычковых. Но это не совсем то что я хотел. Пришлось искать то как заставить компьютер заиграть скрипками. Вот, при случае обратите внимание на то как звучат синтезаторы (даже в стиле Нью-Эйдж) - скрипок и струнных там очень мало.

Вот так я подошёл к следующему этапу развития и изучения компьютерного исполнения. Мне стало понятно, что мне нужен software-based синтезатор. Не на уровне смешивания двух или нескольких пищалок обвешанных фильтрами. А что-то более прогрессивное. Я взялся за изучения sample-based синтезатора - программы Propellerhead's Reason. И именно с ней я продолжаю работать уже 15 лет. Впрочим, большинство музыкантов тоже привязаны каждый к своему конкретному инструменту. Да, у многих собрана целая коллекция однотипных инструментов. Но душой они прикипают только к одному из них. Вот так же и я стокнулся с этим. Да, есть масса других программ: EastWest Symphony, Fruity-Loops и так далее. Но я как изначально звязался с Ризаном, так и работаю с ним. Только версии иногда обновляю.

Мне понравилась сама идея библиотеки сэмплов. Это как если взять и записать то как исполняет каждый инструмент каждую из своих возможных нот. И каждую ноту записать с различной атакой и уровнем. В результате получится коллекция из тысяч звуковых файлов. И вот с ними уже работать: подставлять заранее записанный звук каждой ноты в произведении. Чертовски удобная штука получилась! Ну, а дальше - уже дело техники - мастеринг и постпродакшн. Вот так я и работаю с произведениями.

Самая кропотливая работа у меня заключается в том, что надо проработать КАЖДУЮ НОТУ В КАЖДОМ ИНСТРУМЕНТЕ. А это отнимает очень долгое время. Для живого музыканта тут проблем нет - отшлёпал своё на рояле и вперёд. А вот мне приходится мышкой по экрану двигать и "обтачивать" каждую ноту по меньшей мере в трёх параметрах. И на это уходит по несколько секунд на каждую ноту. Вот и считаем сколько всего нот в произведении у каждого инструмента. И это ещё помимо последующей обработки уже звукового файла. И автоматизировать хоть как-то этот процесс невозможно - только вручную.


Но вернёмся к этой Сонате Лунного Света. Когда я взялся за него, то и сам не знал что получу в итоге. Прямое перелопачивание от рояля к гитаре действительно звучало плоско. Тогда я подставил ближнего родственника рояля - арфу. Стало заметно лучше. Ну, если есть арфа, то далжна быть и флейта. Вот тут уже начало просматриваться что-то интересное. Но к сожалению, Бетховена нельзя исполнять без полноценных басов. Бас-гитара не подходила сама по себе и во многом перекрывалась арфой. Тогда я добавил виолончель. Вот это трио уже стало звучать интересно. Я к тому раскладу пришёл ещё лет 13 назад.

Да, для моего того уровня это было хорошо. Но долго я на этом не останавливался. Я решил сделать звучание несколько "ширше" и "ширее". То есть, превратить камерное исполнение в концерт для солистов и оркестра. Что ж, к тому времени я уже накопил достаточно опыта. На удивление, оркестровую часть я создал довольно быстро. И вот с того момента я стал экспериментировать уже непосредственно с исполнением. Это как живой оркестр выступает с концертами - многократно, и всякий раз исполнение хоть чем-то, но отличается. Так или иначе, исполнение стараются довести до совершенства. Вот именно этим я занимался прошлой ночью.
Tags: music, writer's block, Я!, учусь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments